Aboru Aboye! Iyami Morayo написала хорошую статью, полезную и познавательную для молодых последователей нашей прекрасной традиции.
ОБ УЧЕНИКАХ И ЦВЕТЕ УЧИТЕЛЯ
Автор: Ийями Морайо
e-mail:
i_am_more@ukr.net
В мире существует множество концепций и форм обучения, каждая из которых при определенных обстоятельствах может окзаться более или менее эффективной. Качество и глубина обучения практически полностью зависят от намерений ученика, от цели, которую он перед собой ставит, от усилий, которые он готов приложить, от степени доверия и уважения к учителю.
Когда человек приходит к учителю в традиции Ифа, учитель может задать простой, но очень важный вопрос – чего ты хочешь?
- Чего ты хочешь?
- ...(молчание)
- Чего ты хочешь?
- Я хочу материального благополучия.
- Чего ты хочешь?
- Я хочу решить свои проблемы.
- Чего ты хочешь?
- Я хочу расти и развиваться.
- Чего ты хочешь?
- Я хочу научиться делать Шигиди, чтобы с его помощью победить всех врагов.
- Чего ты хочешь?
- Хочу власти, денег и женщин.
- Чего ты хочешь?
- Я хочу изучать и постигать мудрость Ифа.
- Чего ты хочешь?
- Я хочу силы, знания и понимания и, как следствие, - власти.
- Чего ты хочешь?
- Я хочу постичь Бога.
Допустим, ученик осознает свою цель и способен честно ее озвучить. Что дальше? Дальше между учителем и учеником заключаяется негласная договоренность – ученик уважает и доверяет учителю, обязуясь следовать его инструкциям, а учитель учит ученика исходя из своих соображений и правил традиции, с которыми ученик не должен спорить. Тут-то и начинаются проблемы, так как современные западные последователи духовных школ склонны винить учителя в своих собственных ошибках и непонимании сути процеса роста и обучения. Кроме того, ученики склонны обвинять учителя в том, что он не дает им того, что им хочется, забывая о том, что учитель дает то, что ученику НУЖНО и НЕОБХОДИМО на данном этапе, а не то, чего ему ХОЧЕТСЯ. Почему происходит именно так? Да потому, что на этом пути нельзя быть потребителем, нельзя паразитировать на познаниях и силе учителя и чего-то от него требовать, потому что учитель, по сути, ничего не должен ученику и в полном праве учителя вообще не учить ученика, если тот не проявляет должного уважения (как минимум формального) к своему наставнику, законам и правилам традиции. Единственный способ чему-то у кого-то научиться – это доверять, уважать и ценить человека, обладающего большим знанием, чем сам ученик, следовать его наставлениям и, как результат, получать от него знания и расти. Для того, чтобы учиться, учителя зделают обучение невозможным или весьма искаженным и замедленным. И потом такой ученик, недовольный скоростью своего роста или тем, что он уже два месяца как учится, а все еще не получил того, за чем пришел, отрекается от своего наставника и начинает вести себя крайне недопустимо. Он начинает распространять оскорбительные высказывания о своем учителе, о школе или о традиции вцелом на форумах в интернете или просто так, по месту жительства. И кроме того, ученик начинает вести свою собственную деятельность, полностью основанную на знаниях, получиных от наставника, при этом не прекращая публичных порицаний своего учителя.
Какова ситуация с белым учителем?
Для того, чтобы стать учителем, белому человеку нужно иметь идеальное личное знание, так как западная культура, к которой мы принадлежим, индивидуальна, и изначально не базируется на общности. И только после того, как белый человек путями многолетних исканий, самообразования и обучения, завершающегося необходимыми инициациями, становится настоящим учителем, он формирует вокруг себя круг последователей и учеников, то есть появляется эгбе. Для того, чтобы учить, белому человеку нужно знать и уметь практически все. Когда мой учитель Аво Фафеми Фаталаби проходил обучение в Нигерии, местные аво удивлялись, откуда он так много знает и умеет, принимали его как равного и спрашивали его совета.
Какова ситуация с черным учителем?
В Нигерии каждый, кто знает немного больше тебя, является твоим старшим и твоим учителем, поскольку ты учишься и у него тоже. Однако, главным учителем все же является глава эгбе, который знает и умеет намного больше каждого отдельно взятого члена эгбе. Нужно заметить, что практически каждый мужчина народа йоруба, будучи еще ребенком, проходит инициацию Тефа, то есть становится аво. Однако, наличие инициации совсем не делает его жрецом или учителем, так как для того, чтобы стать жрецом и настоящим Аво, нужно пройти длительное обучение.
Помните учеников, о которых мы говорили в самом начале? Так вот, будучи озлобленными на своего учителя за свои же личные ошибки, они бегут в Нигерию, находят молодого йоруба, получившего Тефа, и потом вещают по всем городам и весям о том, что все, что они не делают – все правильно и истинно, потому что их учит черный учитель. Нужно заметить, что ни один нормальный черный учитель не станет учить или серьеозно относится к тем, кто однажды уже предал своего наставника. В кругах последователей Ифа и Ориша бытует мнение, что любой выборочно взятый йоруба априори лучше белого учителя только потому, что он черный. Это не так. В мире духа нет разделения по расовому признаку, а есть Сила, которая и определяет величину практика. Как я уже говорила, и это не пустая лесть, а факт, моего учителя приняли в Нигерии как равного именно потому, что он доказал свое равенство своими знаниями и силой.
Кроме силы существует еще и такое понятие, как линия преемственности или линия передачи. Молодой аво имеет право обучать кого-либо только с позволения своих Старших, от которых он сам всему научился, в то же время не прекращая своего дальнейшего собственного обучения.
Коренной африканский учитель принадлежит к африканской системе и концепции обучения – ты рождаешься в Нигерии в селении, где до тебя тысячелетиями практиковали Ифа и Ориша, с пеленок ты наблюдаешь, получаешь наставления, участвуешь в церемониях и, таким образом, учишься. Белые же лишены подобной роскоши, и поэтому обучение у белых более интенсивное, и огромный объем информации приходится усваивать за сравнительно короткое время. Вполне понятно, что обучение у белых последователей Ифа происходит иначе, чем у коренных йоруба. Белый учитель понимает, откуда приходят булые ученики, поскольку и сам он пришел оттуда же – из мира, где когда-то не было Ифа, где приходится делать выбор и многим жертвовать во имя роста и изучения традиции. У черных учителей в этом плане проще – изучение Ифа, как правило, не сопряжено с особыми сложностями, так как изначально дети окружены учителями, старшими и традиционной обстановкой. Черный учитель может показать, белый – объяснить. Вы можете со мной не согласиться, но я скажу, что в Нигерии не возможно учиться «с нуля», не имея элементарной базы, потому что коренные йоруба иногда не могут объяснить то, что в их жизни всегда просто было, и что они воспринимают как данность.
Если белый человек действительно хочет чему-то научиться, он будет уважать, ценить и учиться у всех учителей – и белых, и черных.
Aj
e Aye!
Aj
e Orun!