Уильям Баском (William R. Bascom) (Принстон(Princeton), штат Иллиноис 1912 - Сентябрь 1981) был американским фольклористом, антропологом и директором музея.
Он получил степень B.A.(бакалавр) в Висконсин-Медисоновском университете, а свою кандидатскую степень(Ph.D.) по антропологии получил в Северо-Западном Университете под руководством Мелвиля Герковица(Melville Jean Herskovits), который был учеником Франца Боаса - человека, которого называли "отцом американской антропологии".
Основным направлением исследований Баскома были культура Западной Африки и Африканской Диаспоры. Особый интерес для него представляла культура Йоруба.
И конечно же Уильям Баском был одним из виднейших академических авторитетов в вопросах Традиции Ифа. Так же следует отметить, что этот учёный работал в O.S.S. - организации которая позже стала называться C.I.A или переводя аббревиатуры на русский язык - Ц.Р.У.. Членство в которой давало Баскому несомненные преимущества в исследовательской работе.
Он проводил свои полевые исследования с 1937 по 1938, 1950-51 годах, а так же в 1960м и 1965м году в регионах Ife, Igana, Meko, Oyo, Ilesa, Abeokuta, Osogbo, Sagamu, Ilara, Ondo, Ijebu Ode и конечно же касался исследований оракула Ифа и всё что с этим связано.
Но в среде Ифа практиков(если этих людей можно ими назвать) есть мнения, что Уильям Баском был некомпетентен в вопросах Традиции.
Чем же вызваны такие обвинения у людей не имеющих прямого отношения к науке?
Допустим Баском не был иницииравн в Ифа(хотя учитывая место работы учёного - этот факт мог быт навсегда скрыт). Но тогда мы понимаем, что Уильям Баском не был заангажирован желанием духовной власти и материальной выгоды как многие современные "жрецы". Ведь он был учёным и исследователем. И поэтому он, исследовав культ Ифа, до конца своих дней утверждал, что только мужчина может стать Бабалаво. И что ни он и никто из его информаторов никогда не видели женщин работавших как жрицы Ифа и участвующих в процессах предсказания(Bascom, Dr. William. Ifa Divination: Communication Between Gods and Men in West Africa. Bloomington Indiana: Indiana University Press 1969).
Почти тридцать лет прошло как известный учёный и исследователь отправился в мир Предков. Возможно сам того до конца не осознавая он внёс большой вклад в развитие Традиции Ифа. Надеемся, что те, кто сейчас очерняет его память поймут, что наш мир это не только личные амбиции и самолюбование, но и тысячи других существ из разных миров которые наблюдают за нашими действиями. И Ифа всегда возвращается, что бы отплатить согласно нашим жертвам...
Основные работы Уильяма Баскома:
The Relationship of Yoruba Folklore to Divining," Journal of American Folklore (1943)
The Sociological Role of the Yoruba Cult-Group (1944)
Ponape: A Pacific Economy in Transition (1947)
"Four Functions of Folklore," Journal of American Folklore (1954)
"Urbanization Among the Yoruba," American Journal of Sociology (1955)
"Verbal Art," Journal of American Folklore (1955)
co-editor, with Melville J. Herskovits, Continuity and Change in African Culture (1959)
"Folklore Research in Africa," Journal of American Folklore (1964)
"The Forms of Folklore: Prose Narratives," Journal of American Folklore (1965)
The Yoruba of Southwestern Nigeria (1969)
Ifa Divination: Communication Between Gods and Men in West Africa (1969, recipient Pitrè International Folklore Prize)
African Art in Cultural Perspective: An Introduction (1973)
"Folklore, Verbal Art, and Culture," Journal of American Folklore (1973)
editor, African Dilemma Tales (1975)
editor, Frontiers of Folklore (1977)
Sixteen Cowries: Yoruba Divination from Africa to the New World (1980)
Iba Egungun kiki Egungun Egun iku ranran fe mo juba!
|